Что делать, если объект недвижимости зарегистрировали с ошибкой?

В адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата) от жителей региона поступают вопросы в сфере кадастрового учета объектов недвижимого имущества. Комментарии на один из таких вопросов даёт заместитель директора Кадастровой палаты Тамара Иваненкова.

Что делать, если объект недвижимости зарегистрировали с ошибкой?

Ошибки могут быть техническими или реестровыми в зависимости от этапа, на котором произошло искажение информации.

Техническая ошибка (опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка) может быть допущена в процессе внесения записей в ЕГРН. Среди самых распространенных технических ошибок – неправильные фамилии, имена и отчества правообладателей и адреса объектов недвижимости.

Если исправление технической ошибки не влечет за собой прекращение, возникновение или переход права собственности, она исправляется по решению государственного регистратора прав. Несоответствие в записях могут выявить госслужащие самостоятельно, либо заинтересованное лицо. Заявление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН заинтересованное лицо может подать через МФЦ или направить в Росреестр по почте. Кроме того, можно воспользоваться электронным сервисом на официальном сайте Росреестра или возможностями «Личного кабинета правообладателя».

Техническая ошибка исправляется Росреестром в течение 3 дней после поступления соответствующей информации.

В случае, если недостоверные сведения содержались в документах, которые представлены на кадастровый учет или государственную регистрацию прав, и были воспроизведены в ЕГРН, имеет место реестровая ошибка. Например, кадастровый инженер неправильно определил границы участка или площадь здания. В результате границы одного участка «наехали» на границы другого участка, а площадь индивидуального жилого дома не соответствует действительности. Если исправление реестровой ошибки не влечет за собой прекращение, возникновение или переход права собственности, это тоже может быть сделано по решению государственного регистратора прав.

Чтобы исправить реестровую ошибку требуется собрать необходимый пакет документов (межевой план, технический план, акт обследования, и т.д.) и подать через МФЦ или направить в Росреестр по почте.

Документы, содержащие необходимые для исправления реестровых ошибок сведения также могут поступить в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия (без участия гражданина), в случае если ошибка содержалась в таких документах. Реестровая ошибка исправляется Росреестром в течение 5 дней после поступления соответствующих документов.

Кроме того, решение об исправлении технической  или реестровой ошибки также может быть принято судом. Если исправление технической или реестровой ошибки влечет за собой прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права собственности, ситуация может быть разрешена только в судебном порядке.


В последнее время в средствах массовой информации регулярно появляются материалы о мошеннических действиях в сфере недвижимого имущества. Подскажите, какими способами можно защитится от мошенников?

Существует несколько простых советов для собственников объектов недвижимого имущества и их приобретателей, как защитить свою недвижимость от мошеннических действий.

Во-первых, каждый владелец недвижимого имущества может подать (через офис МФЦ или «Личный кабинет правообладателя»), независимо от региона нахождения недвижимости, заявление в Росреестр о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав на эту недвижимость другим лицом.

Во-вторых, сервис «Личный кабинет правообладателя» позволяет собственнику получать уведомления об изменении характеристик принадлежащих им объектов недвижимости, ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о факте наложения или снятия ареста на имущество, а также других юридически значимых действиях или несанкционированных действия в отношении недвижимости. В личном кабинете собственник может самостоятельно настроить категорию специальных уведомлений и выбрать удобный способ получения оповещения: на электронную почту или в виде смс-сообщений.

Кроме того, покупателю недвижимости при планировании сделки стоит проверить историю объекта и документов, особенно в случае возникновения следующих ситуаций:

1. Квартиру продают по доверенности. В этом случае необходимо удостовериться, что собственник на самом деле хочет продать квартиру. Для этого можно проверить доверенность через специальный сервис на сайте Федеральной нотариальной палаты.

2. Покупателю предоставили не оригиналы документов, а их дубликаты или копии. В этом случае документы могут оказаться поддельными и настоящие владельцы могут не подозревать, что их собственность продается. В этом случае надо постараться побеседовать с собственником и удостовериться, что он действительно является собственником и желает продать свой объект недвижимого имущества.

3. Также покупателя должно насторожить если его торопят с подписанием документов или квартира продается намного меньше обычной рыночной цены без достаточных для этого оснований, или квартира сменила несколько владельцев за короткий срок.

В этом случае рекомендуется принять дополнительные меры по проверке истории объекта недвижимости до заключения сделки.


Вопрос: В каких случаях требуется обязательное удостоверение у нотариуса сделок с недвижимостью?

Нотариальное удостоверение обязательно не для любой сделки, которая влечет возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, а только в случаях, определенных законом. Обязательное удостоверение сделки может быть установлено соглашением сторон, даже если по закону ее нотариальное удостоверение не требовалось.

В соответствии с законодательством обязательного нотариального удостоверения требуют следующие виды сделок с недвижимостью:

1. Сделки по отчуждению (продаже, дарению и т.д.) долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.

2. Сделки связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки или доверительного управления, по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным.

3. По общему правилу подлежат нотариальному удостоверению доверенности:

— на представление заявления и необходимых документов на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию прав;

— на совершение сделок, требующих нотариальной формы;

— на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами.

4. Если заявление и документы на регистрацию сделки или на регистрацию права, ограничения или обременения права на ее основании представляются почтовым отправлением, то такая сделка также требует нотариального удостоверения. При этом должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке подлинность подписи заявителя на заявлении.

5. Нотариального удостоверения требуют договоры уступки прав требования и перевода долга по нотариально удостоверенной сделке, а также соглашение
об изменении и расторжении нотариально удостоверенного договора.

Регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов осуществляется в течение трех рабочих дней с даты приема или поступления в Росреестр заявления и указанных документов, а в случае поступления заявления и документов в электронном виде – в течение одного рабочего дня.