Нововведения в законодательство о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации

С 01.07.2021 вступает  в  силу  Федеральный  закон   от  31.07.2020  № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), который    закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Главной задачей Закона № 248-ФЗ является  сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и самозанятым больше гарантий при взаимодействии с контролирующими органами.

Закон № 248-ФЗ расширяет  виды профилактических мероприятий,  вводит четкую систематизацию видов контрольных (надзорных) мероприятий, а также исчерпывающий перечень контрольных (надзорных) действий, которые осуществляются при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Ключевым моментом является   переход  органов контроля на риск-ориентированный подход при организации контрольных (надзорных) мероприятий. Периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий  будет поставлена   в зависимость от категории риска, к которой отнесена организация или ИП.

Существенные изменения коснутся взаимодействия органов контроля и прокуратуры. Закон № 248-ФЗ предусматривает переход на электронную форму взаимодействия контрольных (надзорных) органов и прокуратуры.   Основной информационной системой,  в которой будет происходить формирование планов, согласование контрольных (надзорных) мероприятий,   является Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Законом № 248-ФЗ устанавливается требование о  согласовании с органами прокуратуры проведения большинства внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (например, внеплановых контрольных и мониторинговых закупок, выборочного контроля, инспекционного визита, выездной проверки и т. п.).

Законом № 248-ФЗ вводятся  ограничения по сроку непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля срок – не более одного рабочего дня). Общий предельный срок контрольных (надзорных) мероприятий по сравнению с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»   сокращен до 10 рабочих дней.

Появляется возможность приостановления срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок осуществления экспертиз или испытаний в случае, если срок их осуществления превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Новым является возможность применения инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в случаях, установленных положением о виде контроля.

Более четко Законом № 248-ФЗ конкретизируется порядок  представления возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия.

Законом расширен перечень грубых нарушений требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, влекущих признание результатов контрольного (надзорного) мероприятия недействительными.

Появляется четкий механизм досудебного обжалования решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Заместитель прокурора района В.В. Крапивин